Станислав Грес клавесин
В программе: Джироламо Фрескобальди (1583-1643). Токкаты, вариации, ричеркары и другие произведения для клавира.
Программа была впервые исполнена 10 октября 2015 г. в Лютеранском кафедральном соборе св. Петра и Павла в рамках московской «Ночи музыки».
Джироламо Фрескобальди - один из выдающихся органистов прошлого, писавший музыку почти исключительно для клавишных инструментов. Фрескобальди работал в крупнейших центрах итальянского искусства - Риме, Флоренции, Мантуе; своими органными импровизациями во время церковных служб он привлекал людей со всей Италии, а своими уроками - учеников со всей Европы. Столетие спустя его сборник "Музыкальные цветы" скопировал в свою библиотеку Иоганн Себастьян Бах.
В наше время Фрескобальди звучит в концертах не так часто. Причиной тому - другой музыкальный язык, не всегда нам привычный, придающий музыке особо тонкую внутреннюю экспрессию. Этот язык мы называем по разному - "stile concitato" ("взволнованный стиль", по образному определению Джулио Каччини), "seconda prattica" (в противовес "prima prattica" строгого полифонического письма, главенствовавшего в ту эпоху) или же просто - стиль раннего барокко. Этот стиль - ещё не царство мелодии, не оперное bel canto, это скорее "разговорный жанр" во всех смыслах - от пламенной речи оратора до шумной болтовни на итальянских улицах. И впервые в истории музыки бал здесь начинает править не линия, не контрапункт, но гармония, аналог колорита в живописи. Порой простая, порой причудливая, гармония прорисовывает контрасты света и тени, как на полотнах Караваджо, создавая звуковую метафору непостоянства и хрупкой красоты жизни.