В новом сезоне в Музее С.С. Прокофьева пройдет курс лекций под названием «Новый слух». 27 октября, 3 ноября и 10 ноября состоятся встречи с профессиональным музыкантом, выпускницей Московской консерватории Лялей Кандауровой, которая расскажет и научит слушать академическую музыку по-новому, легко и с радостью понимая ее язык.
27 октября, 3 ноября, 10 ноября
1. (Не)Классика
К счастью, большинство людей осознают, что деление музыки на «классическую» и «современную» не вполне состоятельно. Сами термины не очень работают: масса музыки попадает в некую «серую зону», некоторые стили невозможно классифицировать вообще. Кроме того, есть ряд музыкальных «схем», живущих и там и там. Они либо достались в наследство «не-классике» от, например, эпохи барокко, либо дали неожиданные всходы в процессе эволюции, либо на пару веков были забыты и оказались переизобретены. Иногда это очевидно, иногда – смешно и немного крамольно, но всегда – интересно. На лекции мы обсудим несколько таких принципов, поговорим о том, как отследить их работу в «большой» и «массовой» музыке, каким разным получается результат, и по какому неожиданному признаку можно сопоставить с известную вам музыку и новую, чтобы лучше понять ее.
2. Некрасивая музыка
Необходимо ли знать, чтобы слышать? Нужен комментарий – или мешает? Вредно ли рационализировать? Эти вопросы важны, они стали предметом дискуссий, а главное – все меняется в зависимости от того, о какой музыке мы говорим. На этой лекции мы попробуем послушать «сложные случаи» – причем не столько известные примеры авангарда, сколько музыку столетней давности или старше, про которую и опытный слушатель иногда внутренне спрашивает: «Зачем?». Прозвучит и будет обсуждаться музыка Брукнера, Малера, Бартока и др.
3. Классика в кадре
Решение серьёзного кинорежиссёра обратиться к академической музыке в определённом месте фильма – всегда знаменательно. Это сообщение, которое интересно получить и понять. С другой стороны, то, как с классической музыкой работало мейнстримовое кино – тоже захватывающая тема; чего там только не было, от эксплуатации до полного смыслового «переодевания». История использования классики на экране – материал для докторской диссертации. Не претендуя на полноту исследования, мы рассмотрим ряд важных примеров, чтобы увидеть, как меняется наше восприятие даже хорошо знакомого фильма от понимания того, что мы слышим