Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова и исследовательский центр «Прагмема» открывают новый сезон лекций о культуре и искусстве, организованных в рамках программы БДТ «Эпоха Просвещения». Лекции пройдут на площадке театра с октября по декабрь 2015 года.
Зрители БДТ могут попасть на лекции бесплатно, предъявив билет на любой спектакль театра, запланированный к показу или состоявшийся в месяц проведения лекции. Билеты также доступны в кассах театра.
Куратор лекционной программы — профессор СПбГУ Светлана Адоньева.
Этой осенью в БДТ выступят известные петербургские искусствоведы, музыковеды, фольклористы и антропологи.
Первая лекция под заголовком «Возвращение «Весны священной»: Леонард Бернстайн в СССР (1959)» состоится уже 18 октября: её прочтет историк музыки, критик, в 2000-е годы —обозреватель петербургских редакций изданий «Коммерсантъ» и «Афиша» Ольга Манулкина. В фокусе внимания лектора — эпохальное столкновение культур: знаменитые гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна в СССР. В 1959 году нью-йоркский оркестр сыграл в Москве и Ленинграде «Весну священную» Игоря Стравинского, сочинение, перевернувшее мир музыки в начале XX века и на тот момент не исполнявшееся в Советском Союзе около 30 лет.
1 ноября фольклорист и антрополог Светлана Адоньева объяснит, почему наслаждение видом как особое занятие в Византии и Древней Руси признавалась на уровне права (лекция «Наслаждение видом, или О благе, не подлежащем присвоению»).
8 ноября архитектор и художник Максим Атаянц расскажет слушателям о том, почему Петербург называют «северной Пальмирой»: его лекция посвящена периоду увлечения архитектурой древней Пальмиры в восемнадцатом столетии, заметно сказавшемуся на работах Карла Росси (лекция«Пальмира и Петербург»).
15 ноября литературовед и историк культуры Пётр Бухаркин вместе со слушателями попробует увидеть автора «Недоросля» Дениса Фонвизина как нашего современника, а саму знаменитую комедию — прочесть как произведение, наполненное живым смыслом (лекция «Старинный писатель как наш современник (Д. И. Фонвизин и его «Недоросль»)).
29 ноября искусствовед Николай Громов покажет, как любовь — и небесная, и земная — запечатлена на полотнах Тициана, Буше, Хаеца, Родена, Климта, Шиле, Пикассо, Дали, Сомова, Кустодиева, Кончаловского и других художников, близких к западноевропейским традициям изобразительного искусства (лекция «Любовь земная и небесная в западноевропейской живописи»).
13 декабря с лекцией «”Приятная речь — сотовый мед”… (Прит. 16: 24), или Вкус как смысл» в БДТ выступит этномузыколог и музыкальный критик Евгения Хаздан.
27 декабря филолог и антрополог Инна Веселова объяснит, почему сказочным царевнам приходится по ночам превращаться в лягушек, в рамках лекции «Миф о «чудесной супруге» в европейском фольклоре: между собственной судьбой и лояльностью роду»,
Цикл лекций на площадке театра — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема», возглавляемого доктором филологических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Светланой Адоньевой.