Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Буддизм и китайская культура: как произошел этот синтез Буддизм и китайская культура: как произошел этот синтез

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Организатор:

Анонимный

Когда?

с 22 сентября 2014

Город

Москва

Где?

улица Покровка, д. 29 Клуб интеллектуального досуга Событие

Как пройти?

улица Покровка, д. 29 Клуб интеллектуального досуга Событие

Сайт:

eventexists.ru/detail/event/buddizm-i-kitaiskaja-kultura-kak-proizoshel-ehtot-sinte/

Условия участия:

300 рублей

Приход буддизма в Поднебесную привел к тому, что он оказался "своим" для китайской культуры. Но исследователи говорят, что произошла не "буддизация Китая", а "китаизация буддизма".

В I-III веках н.э. в Китае появляется учение, которое по ряду причин отнюдь не родственно китайской ментальности и культуре. Синтез, который позднее произошёл - одна из самых интересных загадок истории мировой культуры. Понятно, почему буддизм попал в Китай. Он расширял ареал своего влияния (буддизм в форме махаяны - миссионерская религия), кроме того, весьма большое количество последователей Будды происходило из купеческого сословия, а самым важным маршрутом движения купцов был Великий шёлковый путь. Но совершенно не понятно, как произошло, что Поднебесная приняла буддизм.

Возьмём только один культурный факт: в Китае серьезное место занимает семья, её целостность, правильное соблюдение отношений между мужьями и женами, родителями и детьми и.т.д. Уйти в монастырь, покинуть семью, не выполнять обязанности, предписанные конфуцианскими предписаниями и этикой - уклонение от должного и немыслимая глупость - эту причину китайские философы указывали в качестве важнейшей для квалификации варваров (народов, живущие за пределами Срединного государства) как варваров, а не благородных мужей. Ну подумайте только, они бросают свои семьи и уходят созерцать то, чего нет (китайская культура натуралистична). Варвары, что с них возьмешь...

И культ труда, который для сознания Китая играет такую же роль, как вторая заповедь Морального кодекса строителя коммунизма для сознания советского трудящегося где-нибудь в середине 20-х годов: "Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест".

И вот, на улицах китайских городов появляются тунеядцы. Буддизм, все же, монашеская религия, слово "бхикшу", которое мы обычно переводим как буддийский монах, буквально переводится как "нищий, просящий подаяние". Буддийские монахи в Индии ходили в деревни и города с патрами - чашами, добросердечные миряне им туда клали пищу. Монахи в поле не работали, урожай не собирали, были вне любой экономической деятельности. Кроме того, они ушли из своих семей, бросили - кто жён, кто детей.

Это как для конфуцианского сознания??? Абсолютно чуждая этика, резкое отклонение от социальных норм. Подобных несовпадений двух культур - индийского буддизма (родина буддизма там) и китайской культуры так много, что возникает вопрос: как всё-таки произошло, что буддизм вошел в китайскую культуру как одна из частей триады - Сань цзяо (трёх учений), которые составляют ткань китайской культуры и метафорически отождествляются с человеком: даосизм — это сердце, буддизм — кости, конфуцианство — плоть.

Как произошёл синтез китайской культуры и буддизма, мы будем вести беседу на лекции во понедельник, 22 сентября (кстати, в Китае 22.09 - великий праздник - день поклонения богу Луны. Китайцы считают, что Луна символизирует соединение всей семьи. Поэтому Праздник Луны также назвали Праздник Соединения).

О лекторе: Сергей Викторович Щербак, культуролог, религиовед, старший преподаватель Свято-Филаретовского института.