21 апреля в 17.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие фотовыставки «Bella Италия: плотность тишины», объединившей работы фотографов Элио Чиола и Фрэнка Дитури. Куратор проекта – Андрей Мартынов, административный директор Московского биеннале современного искусства. Этой выставкой «Дом Метенкова» начинает серию выставок и кинопоказов, посвященных итальянской фотографии и приуроченных к году Италии в России и России в Италии.
Элио Чиол родился в 1929 году в городе Казарса, где он живет и работает по сей день. Мастером пейзажной фотографии он и вошел в историю итальянского фотографического искусства, говоря зрелым, спокойным языком мэтра о простых и важных вещах. Список мест, где проходили его выставки, авторитетен и внушителен: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Художественный Музей Метрополитэн в Нью-Йорке, Международный Музей Фотографии в Рочестере и т. д. В течение долгого творческого пути выставок было около 250, из них более 120 персональных. Его снимки были использованы в качестве иллюстраций в более чем 200 изданиях в области искусства.
В «Доме Метенкова» будут представлены его пейзажные фотографии города Ассизи в Умбрии – легендарного места, родины одного из самых почитаемых католических святых Франциска Ассизского. Культура этого региона сохранила влияние этрусков, черты расцвета Римской империи, следы средневековой культуры и Ренессанса. Узкие улицы Ассизи, нагромождение домов, окружающих церковь Сан-Франциско (одну из красивейших базилик раннего Возрождения с фресками гениального Джотто), возделанные поля и виноградники - все нашло свое отражение в фотографиях, все обрело свое место и правильное звучание. Снимки, созданные Элио Чиолом при помощи инфракрасной пленки, приобрели н6еобычайную выразительность, когда свет творит чудеса, создавая из обыденного пейзажа фантастические сюжеты.
Американский фотограф Фрэнк Дитури, живущий между Нью-Йорком и Тосканой, представил проект, получивший название «Шептать». Фрэнк Дитури ведет активную творческую и преподавательскую деятельность. Преподавание фотографии, как и его жизнь, осуществляется на два дома — Университет Лонг-Айленда в Нью-Йорке и Академия изящных искусств во Флоренции. Большое количество выставок по всему миру делает его значимой фигурой в международной фотографической среде.
Отношение к созданию своих отпечатков у Фрэнка Дитури соответствует кодексу старого цеха фотографов, не позволяющим цифровой простоте вторгаться в сложный путь создания снимка. Им признана только старая камера, тщательно отобранная бумага, собственная печать. Он делает несколько десятков отпечатков в год, — и каждый — итог воплощения сложного замысла.
Фотографии Дитури - случай сложной простоты. Сам автор так говорит о своих работах: «Мне больше хочется говорить о вечных вещах, нежели о мимолетных эпизодах в нашей жизни. Часто присутствие людей на моих фотографиях является второстепенным и их толкование открыто для интерпретации. В моих фотографиях важно особое ощущение таинственности и грусти, особенной эстетической трогательности».
При подготовке релиза использована статья Людмила Машанской «Когда мир становится поэзией», опубликованная на сайте www.photographer.ru