Фотографии Дмитрия Федорова далеки от расхожих штампов глянцевых журналов, в них нет примелькавшихся и потому известных лиц, как, впрочем, и шокирующих кадров с мест катастроф. Но работы Дмитрия обладают качествами, значимыми с точки зрения высших ценностей культуры: индивидуальным личностным отношением к жизни, собственным фотографическим языком, преемственностью по отношению классической жанровой фотографии.
Тема снимков – мегаполис в России XXI века, и Екатеринбург, как его частный случай. Первое, что отличает нашу эпоху, - это ритм. На фотографиях человек в постоянном движении, он на бегу говорит, на ходу читает. Он всегда в толпе, сосредоточен на себе и потому одинок.
Еще одна особенность времени - визуальную среду современного города формируют рекламные тексты, властно заявляя о неизбежном приходе глобализации. По всей планете улицы заполнили одни и те же бренды, индивидуальность города исчезает раньше, чем мы успеваем это понять. Люди растворяются в бесконечном потоке виртуальных образов, их взаимное сопоставление рождает неожиданные смыслы. Отсюда название выставки «Connect» - соединять(ся), связывать(ся), ассоциировать(ся).
Третье – девальвация традиционной иерархии ценностей. Снимки Дмитрия плотно населены, на них много людей, но нет ни одного портрета, встречи с героем глаза в глаза. Другие приметы его фотографического стиля: резкое столкновение переднего и заднего планов, он часто избегает линейной перспективы. Фотографии при сложных многофигурных композициях намерено плоские, как орнамент, за счет чего масштаб человека оказывается сопоставим с декоративными персонажами из мира рекламы. Виртуальные герои начинают жить самостоятельной жизнью, вытесняя живое. Здесь прием работает на утверждение сверхзадачи: в современном мегаполисе естественный и искусственный миры переплетены столь тесно, что непреходящая ценность человека поставлена под вопрос.
Рассматривая фотографии Дмитрия Федорова, невольно вспоминаешь классические работы его великих предшественников в жанре street-фотографии, особенно, Ли Фридландера. Тот же драматизм отношений человека и города, та же искусственная среда из стекла и металла, отражений и рекламы, исчезающий в сопоставлении с ней живой человек. Наверное, это не случайно. Сегодня Россия стала частью глобального мира и русский город кажется очень похожим на американский середины XX века. Хорошо это или плохо? Искать ответы на подобные вопросы не задача художника. Фотограф только проговаривает проблему, воплощая в визуальных образах современную ему эпоху.
Беркович Артем (Фотографический музей «Дом Метенкова»)